Сопровождение ПО

Текущая ситуация

В Пермском крае есть Единая информационно-аналитическая система управления объектами недвижимого имущества (АСУН), которая предназначена для:

  • формирования единого реестра объектов недвижимости
  • координации работы органов госвласти, участвующих в обеспечении поступления доходов в бюджет края
  • анализа проведённой работы
  • предоставления статистической информации

Ежедневно с системой работает более 10 000 пользователей — это сотрудники  исполнительных органов госвласти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований региона, подведомственные им организации, а также физические и юридические лица, формирующие и использующие данные из системы для реализации своих функций и полномочий.

Проблема

Если систему с реестрами объектов налогообложения не поддерживать в работоспособном и актуальном состоянии, граждане могут уплатить лишний налог, или наоборот — бюджет края недополучит средства.

Задачи

Обеспечивали непрерывную работу системы, в том числе:

  • консультировали пользователей по их обращениям
  • оперативно устанавливали обновления
  • настраивали систему
  • проводили мониторинг работоспособности системы
  • диагностировали сбои
  • восстанавливали работоспособность системы при нештатных ситуациях

Как мы работали

Поддержка пользователей

В рамках задачи по поддержке пользователей АСУН обрабатывали и предоставляли решения для обращений, поступивших к нам через СУИ — Систему управления инцидентами. Например, настраивали права доступов для новых пользователей, формировали выборки на основании данных системы и занимались настройкой конфигурации системы.

Обработку обращений осуществляли в соответствии с определёнными сроками, параметрами и критериями — всё это прописано в SLA, соглашении об уровне обслуживания между нами и заказчиком. Вот пример части SLA — таблицы с параметрами оказания услуг.

slide
slide
slide

Одна из важных и сложных задач по поддержке системы — это формирование Перечня объектов недвижимого имущества для налогообложения от кадастровой стоимости. Из Росреестра мы загружали в базу данных АСУН тысячи файлов: добавляли новые объекты и актуализировали старые.

На основе этих данных формировали перечень по заданным системой алгоритмам проверки каждого объекта. Затем из перечня в ручном режиме исключали объекты, которые на основании новых постановлений не должны облагаться налогом.

Задача завершалась формированием и отправлением в ФНС XML-файла с Перечнем, оформленным в соответствии с утверждённой ФНС структурой.

Решение инцидентов

В рамках задачи по решению инцидентов в той же системе СУИ получали обращения о неисправности АСУН: либо автоматически от систем мониторинга, либо от пользователей системы.

Начинали работу с диагностики и анализа инцидента, а в случае нехватки информации — запрашивали её дополнительно у пользователей или заказчика. В ходе расследования инцидента проверяли и собирали доказательства с серверов, сетевых устройств и проводили мероприятия нетехнического характера.

Мониторинг и обеспечение доступности системы

В рамках задачи по обеспечению доступности и работоспособности системы контролировали состояние памяти и загруженность процессора (для серверов системы), объём занятого и свободного места на диске, а также параметры быстродействия функций системы.

Регламентное обслуживание

В рамках задачи по регламентному обслуживанию АСУН ежедневно контролировали создание резервных копий виртуальных машин, в случае выявления ошибок — фиксировали проблему в СУИ и информировали заказчика. А также проводили нагрузочное тестирование, чтобы проверить соответствие текущей производительности системы её целевым показателям.

Отчёт

После каждого этапа контракта менеджер проекта отправлял заказчику отчёт об уровне оказания услуг — в этом документе содержатся таблицы со всеми плановыми работами, инцидентами, результатом и временем их решения. Вот как выглядит часть такого отчёта.

Технологии

PostgreSQL, PHP 7, Java 7