Как система автоматизации решает проблемы спортивного клуба
Доходы большинства спортивных клубов зависят от государственных дотаций и спонсорской помощи. Самостоятельная финансовая деятельность не всегда успешна. Полупустые трибуны, низкие продажи билетов и атрибутики — это часто встречающиеся проблемы. При этом клуб может вести энергичную маркетинговую деятельность и тратить немалые деньги на привлечение людей в зал.
Автоматизированная система работы с болельщиками (FRM) помогает повысить продажи: это удобный инструмент для исследования аудитории, для установления контакта с каждым болельщиком и повышения его лояльности. Кроме того, использование FRM сокращает затраты на ведение отчетности.
Каким образом FRM помогает спортивному клубу?
- Дает возможность отследить изменение продаж после каждой рекламной кампании, раздачи ваучеров, вручения подарков. Руководство клуба может увидеть, как ведут себя те или иные категории болельщиков и каждый из них в отдельности: чаще или реже стали ходить на матчи студенты, пенсионеры, мужчины с семьями, женщины с детьми. Кто-то посещал матчи и вдруг перестал — всех таких болельщиков можно заметить с помощью FRM и отправить им приглашение, письмо от имени клуба или позвонить. Придут ли они после этого — узнать по данным купленных билетов. Или, например, были люди пару раз на матчах с известными командами, а на остальные не ходят — можно выделить эту категорию болельщиков и предложить нечто особенное именно ей.
- Ведет историю взаимодействий клуба и болельщиков: за данными в базе раскрывается история человека, который впервые пришел на матч подростком, ходил на игры с друзьями, потом перестал, потому что уехал в другой город, а спустя годы пришел снова, с семьей. Зная, кто именно приходит на трибуны, клуб может укрепить контакт с болельщиками и попросту не терять их. Добиться большей приверженности, лояльности. Сделать так, чтобы люди чаще покупали атрибутику и приводили на матчи друзей, родственников, однокурсников и коллег.
- Дает возможность прогнозировать наполнение трибун и определенных секторов, продажи атрибутики.
- Упрощает и ускоряет составление обязательных отчетов, сбор статистики. В системе FRM можно работать со справочниками и отчетами, отбирать информацию по определенным параметрам, используя фильтры, и выгружать ее в виде файла. Например, можно выбрать данные льготных категорий болельщиков или информацию о всех проданных билетах за сезон.
![](/pics/blog/parma/3attl-eujquebzzzneqooesibuw.png)
Как создается FRM?
Первое, что мы делаем во время сотрудничества со спортивной организацией — проводим маркетинговое исследование. Анализируем историю продаж, статистику, аудиторию групп в социальных сетях, данные сайта, базы телефонных номеров. Снимки людей на трибунах и специальная программа на основе технологий искусственного интеллекта помогают нам определить половозрастной состав аудитории. Телефонные номера — географию заказов. Объемы продаж — спрос на те или иные события, те или иные места на трибунах.
![](/pics/blog/parma/1kxwoy_iizeifvpfzs_vwq5ktua.png)
Для работы над проектом автоматизации процессов пермского баскетбольного клуба «Парма» мы также провели опрос среди болельщиков (в нем приняли участие более полутысячи человек) и несколько глубинных интервью — как с сотрудниками клуба, так и с фанатами. Люди рассказывали, что думают о клубе, почему приходят или не приходят на матчи, что хотели бы увидеть или получить. Мы исследовали увлечения болельщиков, чтобы понять: с чем конкурирует баскетбольный матч в сфере личного и семейного досуга? И, конечно, нас интересовали медиаресурсы, которыми они пользуются: сайты, радио, телевизионные каналы, печатные издания. Результаты такого исследования помогают лучше понять аудиторию спортивного клуба и определиться, что делать дальше. По итогам может быть рекомендовано создание автоматизированной системы работы с болельщиками.
![](/pics/blog/parma/6gire8zvwtwb1ozz45sq9vsguaa.png)
Второй шаг — определение источников информации, необходимых для FRM. Любой спортивный клуб уже имеет много информации о своих болельщиках — остается собрать, систематизировать и разумно использовать ее. Источниками данных для FRM могут быть: система продажи билетов и абонементов, мобильное приложение, данные о продажах магазина атрибутики, сайт, социальные сети, закрытый клуб фанатов, данные о распространении ваучеров. Во время работы с источниками проводится анализ полноты и чистоты данных. Часть информации может быть не нужна для FRM, а какой-то недостаточно для поставленных задач. Некоторые данные не существуют в чистом виде, но их можно получить из того, что есть: например, посчитать среднюю стоимость билета в сезоне или вычислить общую сумму, потраченную болельщиком на посещение матчей.
![](/pics/blog/parma/qbiqofhcvusgdtqoickpsk7ncpy.png)
Далее проектируется хранилище данных: продумывается его структура, правила обработки данных, создается веб-интерфейс, формируются отчеты. В FRM, которую мы разработали для «Пармы», административный интерфейс позволяет сотруднику клуба работать со всеми полученными и сохраненными данными, формировать выборки, выгружать их результат в виде файла для отчета, вносить корректировки и загружать новые данные.
Готовая FRM может быть использована для создания «витрин данных» — срезов информации, которая затрагивает те или иные аспекты деятельности клуба. Например, директор клуба может увидеть динамику доходов клуба от матча к матчу, маркетолог — изменение состава аудитории, финансовый директор — структуру поступлений от продажи билетов. Так можно найти новые закономерности и инсайты.
Сейчас эффективная работа практически невозможна без автоматизации. Те, кто не замечают или игнорируют этот тренд, теряют очки.