Что не так с EdTech в IT?
Почему курсы для айтишников стали так популярны?
Россия много лет живёт, зарабатывая на сырьевой отрасли. И заниматься здесь IT-проектами было не очень популярно.
Но нашлись те, кто решился создать свои технологические компании. Из них получились сильные команды с крутыми продуктами, которые со временем вышли на международный рынок и влились в мировую экономику. Это повлияло на зарплаты внутри страны и рост конкуренции за IT-специалистов.
Разработчики в России стали одними из лучших в мире, теперь они получают работу в ведущих зарубежных компаниях.
Успех IT-отрасли сформировал вокруг себя несколько бизнесов, в том числе — IT EdTech. Развитие рынка IT-образования вполне логично и естественно для индустрии, так как образовался дефицит кадров. В итоге мы получили сотни курсов для айтишников.
Что не так с бизнесом IT EdTech?
Во-первых, EdTech компании набирают очень большое количество слушателей — столько начинающих айтишников отрасли не нужны. Об этом говорит даже статистика.
Во-вторых, маркетинг курсов завязан на обещании после обучения высокой зарплаты, гибкого графика работы и других плюшек. Это очень привлекает людей, которые сейчас работают в отраслях, находящихся не в лучшем состоянии. Карьера в IT кажется ключом к более успешной жизни. Но никто не говорит о трудностях работы в этой отрасли.
А зря! Это сложная работа — здесь много стресса, повышенная умственная нагрузка и выгорание. Да, эти проблемы есть и в других отраслях. Но на IT-проектах специалисты выгорают чаще.
EdTech компании не рассказывают об этом, потому что им нужны наши деньги. Они идут на любые уловки, чтобы их курсы покупали. Смотрите, только за 2021 год на обучение IT-специальностям россияне потратили почти 47 млрд рублей — это пятая часть от объёма всего рынка EdTech в России.
Важно отметить, что популярность отраслей финансов, бухгалтерии, образования на графике — это скорее отражение количества студентов, которые повышают квалификацию, а не получают новую профессию.
Какой ценой даётся образование айтишника?
Оплачивая курсы, люди теряют не только деньги, но и время. У взрослого человека свободного времени нет, поэтому ради обучения придётся чем-то жертвовать: своим хобби, общением с близкими или банально прогулками.
В IT много профессий, а что выбрать? Понять, чем хочется заниматься, — нелегко. Да ещё выбрать так, чтобы не разочароваться в специальности через пару месяцев.
Цена курса гораздо выше, чем условные 100 тысяч рублей. Для освоения профессии не хватит одного обучения. Какое-то время придётся ходить на бесплатные стажировки, слушать лекции и самостоятельно изучать материал. К сожалению, даже этого не всем хватит, чтобы получить работу в IT.
Почему IT-компаниям не интересны выпускники IT-курсов?
У выпускников завышенные ожидания от компаний, в том числе по оплате. Они уже на старте рассчитывают на зарплату, которая не соответствует их навыкам. Бизнесу проще сформировать свою программу стажировки и самостоятельно обучать специалистов, которые уже будут знать продукт и относиться более лояльно к компании.
Да и у большинства компаний действительно сложные проекты. На них не отправишь новичка после курсов. Поэтому вакансий для джунов в IT всё меньше и меньше (а резюме всё больше).
Простой пример из Реактива. Нам каждый день присылают резюме веб-дизайнеры. А когда открывается вакансия на специалиста без опыта — после отбора всех резюме конкурс составляет 50–70 человек на место. Причём мы не Яндекс, а небольшая региональная компания. Понимаете, какой это объём неустроенных выпускников на самом деле?
Дружеский совет
Если вы всё-таки хотите попасть в IT, ещё несколько раз подумайте — что теряете, а что и какой ценой приобретаете.
Коротко напомним: учёба долгая и дорогая, придётся отказаться от привычного ритма жизни, есть риск не найти работу, на рынке большая конкуренция.
И если ко всему этому готовы — определитесь, с чем именно в IT хочется работать. Нравятся мобильные приложения? Попробуйте с помощью бесплатных видеоуроков разработать что-то своё. И если понравится процесс и результат — идём выбирать курсы или продолжаем самостоятельно обучаться. К слову, многие компании смотрят на ваше портфолио, а не на формат полученного образования.