Заказная разработка в Удмуртии, Якутии и Оренбургской области

Исследование закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в разных регионах РФ

Введение

Приветствуем всех читателей исследования. Мы — IT-компания Reactive, занимаемся заказной разработкой информационных систем и сервисов для государственных и частных компаний.

Мы хотим знать всё про цифровизацию страны, и поэтому начали изучать закупки в сфере информационных технологий: какие бюджеты выделяют на цифровизацию в регионах, какие новые системы вводятся, много ли работы в заказной разработке для госсектора.

На рынке нет подобных исследований, поэтому надеемся, что наш материал будет полезен всем игрокам рынка. Что у нас получилось — читайте далее.

Выборка исследования

В качестве объектов исследования выбрали закупки в трёх регионах: в Республике Саха (Якутия), Оренбургской области и Удмуртской Республике. В наших планах — провести подобное исследование в каждом регионе России.

Выгрузку получили из открытого источника — Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

Параметры формирования выгрузки

  • закупка размещена в период с 01.03.2023 по 29.02.2024
  • соответствует 44 или 223 Федеральному закону
  • по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности соответствует J-62 (Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий) или J-63 (Услуги в области информационных технологий)

Пояснения и исключения

  • в исследовании не рассматриваются закупки по созданию/поставке/установке материально-технической части, если эти работы не включены в закупки по разработке программного обеспечения
  • в исследовании не рассматриваются закупки на предоставление доступов к справочным системам «Консультант Плюс», «Гарант», «Техэксперт» и т.п.
  • за цену контракта в исследовании принимается начальная цена контракта, заявленная заказчиком на платформе по проведению закупки
  • в исследовании не учитываются отменённые закупки
  • в исследовании числа округляются до целых, а относительные величины — до 0,1
  • в отнесении закупки к той или иной категории может быть минимальная погрешность из-за ручной обработки массива данных

Понятия

  • закупки в категории «Заказная разработка» — закупки, предполагающие проектирование и разработку новых функциональностей существующих информационных систем, а также разработку новых информационных систем
  • закупки в категории «Сопровождение и техническая поддержка» — закупки, предполагающие обработку обращений пользователей и/или доработку частей существующих информационных систем
  • закупки в категории «Поставка ПО» — закупки, предполагающие предоставление заказчику лицензий на использование программного обеспечения за исключением справочных систем

Обзор Региона: Республика Саха (Якутия)

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В период с 01.03.2023 по 29.02.2024 заказчики из Республики Саха разместили 373 закупки на общую сумму 1 296 436 958 рублей. Из них по 44-ФЗ — 301 закупка (80,7 %), по 223-ФЗ — 72 закупки (19,3 %).

20% всех закупок пришлось на декабрь 2023 года. В течение этого месяца в Якутии разместили 74 закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Летний период оказался мало активным — с июня по август в регионе разместили всего 47 закупок (12,6 %).

Распределение закупок по категориям

Распределение закупок по категориям рассмотрели с двух сторон: количество размещённых закупок и стоимость контрактов отдельно в каждой категории.

Количество: 74,3 % (277) всех закупок пришлось на услуги по сопровождению и технической поддержке, 18,2 % (68) — на поставку программного обеспечения, 7,5 % (28) — на заказную разработку информационных систем и сервисов.

Стоимость: 53,5 % от общей суммы всех закупок пришлось на контракты по сопровождению и технической поддержке, 35,4 % — на поставку программного обеспечения и 11,1 % — на заказную разработку.

Заказная разработка

В период с 01.03.2023 по 29.02.2024 в Республике Саха (Якутия) разместили 28 закупок на разработку и/или модернизацию 25 информационных систем и сервисов (по некоторым системам — 2 и более закупки). Среди них планируется разработать с нуля только 3 системы, а 22 — модернизировать.

Начальная стоимость разработки новых систем в регионе — 20 589 730 рублей, а это всего 1,6 % от стоимости всех закупок в году.

Обзор региона: Оренбургская область

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В период с 01.03.2023 по 29.02.2024 в Оренбургской области разместили 224 закупки на общую сумму 2 254 793 970 рублей. Из них по 44-ФЗ — 154 закупки (68,8 %), 
по 223-ФЗ — 70 закупок (31,2 %).

Самый активный месяц — декабрь 2023 года с 38 размещёнными закупками. На него пришлось 17 % всех закупок. Наименее активный месяц — сентябрь 2023 года. В это время разместили всего 5 закупок (2,2 %).

Распределение закупок по категориям

Количество: 76,3 % (171) всех закупок пришлось на услуги по сопровождению и технической поддержке, 12,1 % (27) — на поставку программного обеспечения, 11,6 % (26) — на заказную разработку информационных систем и сервисов.

Стоимость: 73,7 % от общей суммы всех закупок пришлось на контракты по заказной разработке, 22,6 % — на услуги по сопровождению и техподдержке и 3,7 % — на поставку программного обеспечения.

Заказная разработка

В период с 01.03.2023 по 29.02.2024 в Оренбургской области разместили 26 закупок на разработку и/или модернизацию 20 информационных систем и сервисов (по некоторым системам — 2 и более закупки). Среди них планируется разработать с нуля только 2 системы, а 18 — модернизировать.

Начальная стоимость разработки новых систем в регионе — 46 144 077 рублей, а это всего 2 % от стоимости всех закупок в году.

Обзор региона: Удмуртская Республика

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В период с 01.03.2023 по 29.02.2024 в Удмуртской Республике разместили 133 закупки на общую сумму 699 132 194 рубля. Из них по 44-ФЗ — 95 закупок (71,4 %), по 223-ФЗ — 38 закупок (28,6 %).

Больше всего закупок (24 %) разместили в ноябре 2023 года — 32 закупки. Меньше всего — в августе 2023 года (4 закупки, или 3 %).

Распределение закупок по категориям

Количество: 63,9 % (85) всех закупок пришлось на услуги по сопровождению и технической поддержке, 27,1 % (36) — на поставку программного обеспечения, 9 % (12) — на заказную разработку информационных систем и сервисов.

Стоимость: 82 % от общей суммы всех закупок пришлось на контракты по сопровождению и технической поддержке систем и сервисов, 10,5 % — на поставку ПО и 7,5 % — на заказную разработку.

Заказная разработка

В период с 01.03.2023 по 29.02.2024 в Удмуртской Республике разместили 12 закупок на разработку и/или модернизацию 9 информационных систем и сервисов (по некоторым системам — 2 и более закупки). Среди них планируется разработать с нуля только 1 систему, а 8 — модернизировать.

Начальная стоимость разработки новых систем в регионе — 2 882 229 рублей, а это всего 0,4 % от стоимости всех закупок в году.

Сравнение закупок в регионах

Объём закупок

Среди трёх исследуемых регионов Республика Саха (Якутия) — лидер по количеству размещённых закупок в период с 01.03.2023 по 29.02.2024.

Несмотря на меньшее количество контрактов, Оренбургская область — лидер по суммарной стоимости всех контрактов.

Распределение закупок по категориям

Распределение закупок по категориям рассмотрели с двух сторон: количество размещённых закупок и стоимость контрактов отдельно в каждой категории.

Количество: во всех трёх регионах большая часть закупок — по сопровождению и технической поддержке информационных систем. В Якутии и Оренбургской области это почти одинаковая доля.

Стоимость: здесь более разнообразное распределение регионального бюджета. В Якутии и Удмуртии больше тратят на сопровождение и техническую поддержку уже работающих систем, в Оренбургской области — на заказную разработку.

Распределение закупок в течение года

Во всех трёх регионах наблюдаем тенденцию неактивного лета и активное размещение закупок в последние два месяца календарного года. Последний факт связываем с необходимостью освоить выделенный бюджет и планированием нового календарного года.

Распределение закупок между 44-ФЗ и 223-ФЗ

100 % закупок по заказной разработке в Удмуртской Республике размещены по 44-ФЗ. В двух других регионах доля закупок по 44-ФЗ: в Якутии — 75 %, в Оренбургской области — 88,5 %.

Тенденция на лидерство закупок по 44-ФЗ сохраняется и в категории «Сопровождение и техническая поддержка». В Оренбургской области и Удмуртии примерно одинаковая доля — 67,3 % и 67,1 % соответственно; в Республике Саха — 84,3 %.

Закупки на поставку ПО по 44-ФЗ: Удмуртская Республика — 72,2 %, 
Республика Саха— 69,1 %, Оренбургская область — 59,3 %.

Проблемы ценообразования

Проблема формирования начальной стоимости контрактов

Бюджет государственных организаций формируется в конце года: и в нём уже прописан план расходов на цифровизацию на весь следующий год. Перед началом тендера заказчики запрашивают коммерческие предложения у компаний, чтобы установить начальную стоимость контракта.

Но эти КП не играют нужную роль, если регион ещё в конце года всё распланировал. Если по оценке исполнителей разработка новой системы будет стоить 50 миллионов рублей, а у региона заложено только 25, что делать? Отсюда появляются закупки, в которых никто не принимает участие, ведь работать в убыток никому не хочется.

Это неправильная последовательность формирования цены. Регионы отталкиваются от своих возможностей, а не от реальной стоимости рынка. Но у этой проблемы есть решение.

Исполнитель, готовый взяться за разработку за меньшую стоимость, может выступать в качестве инвестора на проекте, но оставить часть прав на систему у себя. Заказчик получит работающую систему с бессрочной лицензией, а исполнитель — права на систему и возможность дальше масштабировать и продавать решение. Это не противоречит антимонопольному законодательству и не привязывает заказчика к единственному исполнителю, ведь исходный код остаётся у него, и он сможет модернизировать систему дальше.

Штрафные санкции

Подписаться на работу с государственными организациями — значит осознавать все риски: возможные штрафы, пени и попадание в реестр недобросовестных поставщиков за неисполнение обязательств по контракту.

Это большая ответственность, к которой готовы не все, тем более за маленькие деньги. Поэтому, учитывая все эти риски, госконтракты должны стоить дорого.

Демпинг

По одному из положений 44-ФЗ демпингом считается снижение цены на 25 % и более. Это никак не обосновано экономически, но несёт большие риски и для заказчика, и для других поставщиков.

Такие контракты часто разрываются (тогда заказчик заново тратит ресурсы на организацию закупки), либо услуги по ним предоставляются некачественно, потому что исполнитель старается уложиться в затраты по заниженной цене договора.

Но не в случаях, когда демпинг может быть стратегией компании. Например:

  • если компании нужна хоть какая-то работа
  • если у компании нет отдела продаж, и на тендерах держится весь заработок
  • если у компании не работает маркетинг, а соответственно — нет входящих лидов
  • если компания хочет забрать часть рынка у конкурента

Примеры закупок исследуемой выборки со значительным снижением цены контракта:

Закупка на выполнение работ и услуг по созданию, внедрению и эксплуатации автоматизированной информационной системы управления платного парковочного пространства.

Закупка на сопровождение единой информационно-технологический платформы Республики Саха (Якутия).

Выводы исследования

Затевая это исследование, мы хотели ответить на вопросы: как идёт цифровизация в регионах? много ли работы в заказной разработке? какие новые системы появляются в регионах?

И мы увидели, что на рынке есть тенденция на сопровождение и поддержку существующих информационных систем, нежели на создание новых. За год каждый регион опубликовал 1-3 тендера на разработку системы с нуля, потратив только 0,4-2 % от стоимости всех контрактов по цифровизации.

Это говорит о замедлении экономики и сберегательной стратегии регионов. Перед ними встаёт вопрос: как грамотно распределить ресурсы? Поддержать десять старых систем или разработать одну новую? Независимо от приоритета, задача IT-компаний — помочь региону цифровизировать то, что важно прямо сейчас.

А что дальше?
Сейчас мы автоматизируем процесс обработки данных по закупкам, чтобы быстрее выпускать исследования по другим регионам.